Фрагмент для ознакомления
2
Очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864)- самый необычный отклик русской литературы на шекспировскую пьесу «Макбет».
В исследованиях Ю. Д. Левина «Шекспир и русская литература XIX века» этому произведению посвящено лишь несколько строк. Назвав очерк в ряду русских художественных текстов, в заглавиях которых упомянут шекспировский образ («Гамлет Щигровского уезда» (1849) и «Степной король Лир» (1870) И. С. Тургенева, «Деревенская Офелия» (1875) В. Н. Немировича-Данченко и др.), исследователь отмечал, что отношение описанных в них персонажей к героям Шекспира было неоднозначным, например окрашено иронией. В очерке Лескова такой иронии нет, совсем не похожа на шекспировскую леди, по мысли Ю. Д. Левина, и его героиня, Катерина Измайлова. «Но вводя это имя в заглавие, Лесков тем самым декларировал, что преступления его героини - не просто уголовное дело, а подлинная трагедия, и что в любом российском уезде (первоначально повесть называлась «Леди Макбет нашего уезда») в гуще народной жизни можно найти трагические коллизии шекспировских масштабов. Признавая справедливость последнего утверждения, все же заметим, что нам отношения лесковского очерка с трагедией «Макбет» и миром Шекспира в целом видятся более сложными и многогранными.
Сам автор очерка утверждал, что его замыслом обязан детскому воспоминанию о совершенном по соседству преступлении. Молодая женщина убила «зажившегося» свекра, влив в ухо мирно спавшего днем в саду старика расплавленный сургуч, и в городе долго вспоминали белизну кожи убийцы, которую палач публично «терзал» на площади. Этот случай привлек внимание Лескова не только бередившим душу образом молодой и красивой преступницы, но и «шекспировскими», одновременно из «Гамлета» и «Макбета», деталями злодеяния. В душном мареве провинциальной жизни на миг проступило удивительное женское лицо с простонародными чертами и следами шекспировских страстей - непредсказуемое лицо русской леди Макбет. Но ее историю писателю еще предстояло придумать, ведь не вполне ясны были даже мотивы давнего злодеяния.
Для полноты раскрытия потенциала интересующего его типа в условиях провинциального купеческо-мещанского быта Лесков создал особый любовно-криминальный сюжет с четырьмя убийствами и финальным самоубийством героини. Эти преступления были рождены конфликтом тотальной российской несвободы и исконной тоски русского сердца о ничем не ограниченной дикой воле. Определяет движение действия в очерке мотив супружеской измены, осложненной социальным неравенством любовников. Источниками сюжета «Леди Макбет Мценского уезда» обычно считают лубочную историю о любви купчихи и молодого приказчика и полемично воспринятую «Грозу» А. Н. Островского (1859). В произведении Лескова трагическая история запретной любви как бы переписана заново и применительно к иным народным характерам.
Самой Катерине Львовне, соединившей в себе, как и ее имя, чистоту и хищность, равно близки оба лика природы. Ее цельная и здоровая натура инстинктивно рвется к свободе и полноте жизни, жаждет любви и материнства в соответствии с вечными природными законами. (Символично, что пролог к ее роману с Сергеем «написан» рекой, прорвавшей мельничную плотину, с чем и связано долгое отсутствие мужа Катерины.) Но к достижению законной цели эта взрослая женщина в силу неразвитости души идет со слепым эгоизмом ребенка или животного, и ее человеческая деградация неизбежна. Шестая глава очерка - кульминация этого процесса. Благосклонная к любящим природа дарит им чудесную дивную ночь в яблоневом саду, где Катерина Львовна чувствует себя, как в раю. Но Сергей не разделяет восторга, а пытается подчинить волю любовницы своим честолюбивым планам по поводу их дальнейшей совместной жизни, что ему с помощью жалоб и льстивых обещаний и удается. Хотя ночной сад опутан мерцающей сеткой из лунного света и тьмы, его красота не возвышает душу, а вызывает в ней лишь «лень, негу и темные желания». Библейская символика этой сцены ясна - в райском саду лукавый змей обольщает доверчивую Еву, открыв тем самым дорогу к греху и смерти для всего людского рода. Характерно, что обитают в этом диком раю в основном «непоэтичные» животные - сонный перепел в клетке, «жирная лошадь», стая собак и, наконец, воющие на крыше коты. Их драка явно предвосхищает безобразную сцену убийства мужа Катерины, закономерно завершившей странную ночь. В слепом эгоизме своей беззаконной страсти героиня очерка постепенно теряет не только человечность, но и здоровые природные начала, даже материнский инстинкт и чувство самосохранения. Она равнодушна к собственному ребенку, а познав предательство любимого, бестрепетно губит вместе с соперницей свое тело и душу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье / Л.А. Аннинский. – М.: Книга, 1986. – 560 с.
2. Березина О. С. Антинигилистические выступления Н. С. Лескова (взгляд на дом и семью на материале публицистики и эпистоляристики 1860–1870-х гг.) // Гуманитарные науки в современном мире: сб. науч. трудов по итогам междунар. науч.-практ. конф. (5 сентября 2014 г.). Уфа: ИЦРОН, 2014. С. 5–7.
3. Гасникова О.М. // Новое о Лескове: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 2. Йошкар-Ола, 2006. С. 42.
4. Горелов А.А. Н С. Лесков и народная культура. – М., 1988. – 294 с.
5. Старыгина Н.Н. Лесков в школе / Н.Н. Старыгина. – М.: Дрофа, 2000. – 360 с.